понедельник, 19 марта 2012 г.

Словарь басовых грувов: Progressive Rock

Характерные черты:

Расширенный формат песен

Разнообразные размеры (часто нечетные)

Мелодические басовые линии

Инновационные техники игры 

Всевозможные эффекты

Самые разнообразные гармонии
Представители:

Geddy Lee (Rush)

Tony Levin

Christ Squire (YES)

Roger Waters (Pink Floyd)

John Wetton (King Crimson)

Термину "прогрессивный" не просто тать какое-нибудь чёткое определение, когда дело касается музыкального стиля. Начиная с 60-х постоянно появлялись новые музыканты, чья музыка не вписывалась в "мейнстрим". Такие группы как King Crimson, Genesis, Yes, Rush, Gentle Giant и Pink Floyd играли музыку, которая была совершенно не похожа на ту, которая доносилась из радиоприёмников. Каждый старался выйти за рамки. В первую очередь, за рамки того, что называли "рок-н-роллом". Пожалуй единственное, что объединяет "прогрессивные" группы, так это то, что они все были непохожими друг на друга. И да... песни в основном были очень длинные и сложные.

Гармония:
Главное правило прогрессивного рока - отсутствие каких либо правил. Гармония могла быть абсолютно произвольной: от строгих канонических структур эпохи Возрождения до полной импровизации. Иногда создавалось впечатление, что музыканты стараются совместить воедино все музыкальные направления (ну или по крайней мере столько, сколько возможно). Экспериментам не было конца. Легко можно встретить песни по 20 минут и больше, виртуозные пассажи на любых инструментах, нечетные размеры и так далее и так далее.

Техника:
 Так как природа прогрессивного рока в эксперименте, он принес много нового, как в музыку в целом, так и в игру на басу в частности. Бас стал играть роль мелодического инструмента: часто играли в верхнем регистре; порой встречаются высокотехничные басовые соло. Используется как медиатор так и пальцы. Некоторые басисты использовали инструменты с несколькими грифами (например лад/безлад или бас/гитара). Стал использоваться стик (тэпповая гитара/бас-гитара) и фанкфингерсы ("funk fingers" - короткие палочки прикреплялись к пальцам и ими били по струнам). Часто играли тэппингом. В общем, появилось очень много нового и интересного. Развивалась и классическая техника.

Звучание:
В плане звука прогрессивный рок тоже крайне разнообразен. Так как стиль охватывает очень продолжительное время, звучание групп конечно же зависит от текущего развития технологий звукозаписи, производства инструментов и т.д. Кроме того, экспериментировали не только с гармонией и мелодией, но и со звучанием. Применялось огромное количество различных эффектов: всевозможные перегрузы, хорусы, делеи, фазеры и т.д. Это понемногу передвигало бас на передний план в общем саунде. Звучание могло быть как песчаным и высоким (у любителей поиграть соло на басу), так и мягким и глубоким (когда речь шла о мягкой и плавной басовой партии).

Пример:





05_-_Track_05.mp3

Комментариев нет:

Отправить комментарий